Астрономические  наблюдения  в   декабре   2018  года

Главные  астрономические  события  декабря

03.12.2018 - Сближение Луны со звездной Спика из созвездия Дева

07.12.2018 - Луна в новолунии

07.12.2018 - Тесное сближение планет Марс и Нептун до 2 угловых минут

08.12.2018 - Максимум действия метеорного потока Моноцеротиды (ZHR -2)

08.12.2018 - астероид 40 Гармония в противостоянии с Солнцем

11.12.2018 - комета 46Р/Wirtanen проходит перигелий

11.12.2018 - сближение кометы 46Р/Wirtanen с Землей (0,07 а.е.)

12.12.2018 - Луна в апогее орбиты (405175 км от Земли)

13.12.2018 - Максимум действия метеорного потока Геминиды (ZHR - 120)

14.12.2018 - Сближение Луны с планетами Марс и Нептун

15.12.2018 - Луна в фазе первой четверти

18.12.2018 - астероид 433 Эрос в противостоянии с Солнцем

21.12.2018 - Сближение Луны со звездной Альдебаран из созвездия Телец

21.12.2018 - День зимнего солнцестояния

22.12.2018 - Луна в полнолунии

22.12.2018 - Максимум действия метеорного потока Урсиды (ZHR - 5-10)

24.12.2018 - Луна в перигее орбиты (361060 км от Земли)

26.12.2018 - Сближение Луны со звездной Регул из созвездия Лев

29.12.2018 - Луна в фазе последней четверти

29.12.2018 - астероид 6 Геба в противостоянии с Солнцем

В декабре с территории Республики Беларусь можно будет наблюдать целый ряд слабых и сильных метеорных потоков. 8 декабря наступит максимум действия метеорного потока Моноцеротиды. Радиант данного метеорного потока расположен в созвездии Единорог. В период максимума среднее число метеоров в час не превысит 2-5 единиц. Самым ожидаемым метеорным потоком декабря станет метеорный поток Геминиды. Радиант данного метеорного потока расположен в созвездии Близнецы. Максимум действия данного метеорного потока наступит 13 декабря, а максимальное число метеоров в час составит около 120  единиц! Это один из самых интенсивных метеорных потоков! Последним  метеорным потоком уходящего года окажется метеорный поток Урсиды. Радиант данного метеорного потока расположен в созвездии Малая Медведица. 22 декабря в максимуме метеорного потока для наблюдений будут доступны около 10  метеоров в час.

В декабре имеется возможность понаблюдать за несколькими кометами. С территории Республики Беларусь можно будет наблюдать следующие кометы:

46Р/Wirtanen - на протяжении декабря будет наблюдаться в созвездиях Кит (до 2 декабря), Эридан (с 4 по 12 декабря), Телец (с 12 по 19 декабря), Персей (с 19 по 21 декабря), Возничий (с 21 по 29 декабря), а также Рысь (с 29 декабря и до окончания месяца). С территории Республики Беларусь наблюдать данную комету в первой декаде декабря будет можно в первой половине ночи, а с середины месяца - на протяжении всей ночи. В период с 16 по 17 декабря комета Виртанена будет пересекать участок звездного неба между скоплениями "Гиады" и "Плеяды"!

Комета 46P/Виртанена 16 декабря 2018 года

Комета 46P/Виртанена — это короткопериодическая комета с периодом обращения 5,4 года. Данная комета принадлежит к кометам семейства Юпитера. Она была открыта фотографическим путём 17 января 1948 года американцем Карлом Виртаненом. В результате нескольких сближений с Юпитером, ее перигелий уменьшился с 1,61 а.е. (перигелий на момент открытия) до 1,05 а.е., а период обращения с 6,71 до 5,4 лет. Диаметр ядра кометы оценивается в 1,2 км. Ближайший перигелий комета пройдет 13 декабря 2018 года. По счастливой случайности, практически в это же время она подойдет к Земле на минимальное расстояние равное 0,07 а.е. (10,5 млн км). В этот момент ее блеск может составить +3-5m, а угловая скорость будет равна 10,9"/мин, то есть расстояние равное диаметру Луны она пролетит примерно за 2,7 часа! Ее движение по небу будет заметно в течение десятков минут!

Комета 46Р/Wirtanen. 29.11.2018 года. Ратомка.

38Р/Stephan-Oterma - на протяжении декабря будет наблюдаться в созвездиях Рак (до 12 декабря), а также Рысь (с 12 декабря и до окончания месяца). С территории Республики Беларусь наблюдать данную комету будет можно на протяжении всей ночи. В течение месяца блеск данной кометы будет придерживаться значения около 9m.

Комета 38Р "Стефана — Отерма" была открыта 22 января 1867 года Жеромом Эженом Коджа (Марсельская обсерватория, Франция). Поначалу Коджа принял комету за не занесенную в каталоги туманность. Но проверить это не смог ввиду ухудшения погоды. Небо прояснилось только 24 января. Тогда, Эдуард Жан-Мари Стефан (Марсельская обсерватория, Франция), наблюдая открытую туманность, обнаружил, что она сместилась относительно изначального положения. 25 января было окончательно подтверждено, что это комета. По вычислениям астрономов, период обращения кометы вокруг Солнца должен был равняться от 33 до 40 лет. Точное значение определить не удавалось ввиду малого количества наблюдений. Комета Стефана была вновь случайно открыта финским астрономом Лийси Отерма в 1942 году. В ноябре этого года Ф. Л. Уиппл вычислил орбиту открытой кометы и подтвердил, что комета Отерма и комета Стефана 1867 года — один и тот же объект. Ближайший перигелий комета прошла 10 ноября 2018 года.

Меркурий в декабре будет перемещаться по созвездиям Весы (до 15 декабря), Скорпион (с 15 по 20 декабря), а также Змееносец (с 20 декабря и до окончания месяца). С территории Республики Беларусь наблюдать Меркурий в декабре будет можно на утреннем небе в условиях утренней зари низко над юго-восточным горизонтом. Наилучшим временем для поиска неуловимой планеты станет середина декабря. Блеск Меркурия в середине месяца будет составлять -0,5m. В начале третьей декады прекрасным ориентиром для поиска Меркурия станет планета Юпитер.

Венера в декабре будет перемещаться по созвездию Дева (до 13 декабря), а также по созвездию Весы (с 13 декабря и до окончания месяца). С территории Республики Беларусь наблюдать Венеру в декабре будет можно на утреннем небе в виде крайне яркой звезды! Такой яркий алмаз, прекрасно видимый невооруженным глазом, в небе нельзя будет спутать с какой-либо звездой! Блеск планеты возрастет до значения -4,8m! Фазу планеты можно будет увидеть даже в скромный бинокль, не говоря про телескопы с малыми и уж тем более средними апертурами!

Положение Луны, звезды Спика и планеты Венера утром 3 декабря 2018 года

Марс на протяжении декабря будет перемещаться по созвездию Водолей (до 21 декабря), а также по созвездию Рыбы (с 21 декабря и до окончания месяца). С территории Республики Беларусь наблюдать Марс будет можно после захода Солнца и до наступления полуночи в южной и юго-западной части неба. Невооруженным глазом наблюдать Марс в декабре будет можно в виде яркой звезды с хорошо заметным красно-оранжевым оттенком! На протяжении месяца блеск планеты продолжает постепенно снижаться и к концу месяца достигнет значения +0.4m. 7 декабря на вечернем небе можно будет наблюдать тесное сближение планеты Марс и планеты Нептун до 2 угловых минут.

Юпитер на протяжении месяца будет перемещаться по созвездию Скорпион (до 13 декабря), а также по созвездию Змееносец (с 13 декабря и до окончания месяца). С территории Республики Беларусь наблюдать Юпитер в декабре будет можно начиная со второй половины месяца на утреннем небе в условиях утренней зари низко над юго-восточным горизонтом. Блеск Юпитера на протяжении месяца будет составлять -1,7m.

Сатурн на протяжении декабря будет перемещаться по созвездию Стрелец. С территории Республики Беларусь наблюдать Сатурн в декабре будет можно в первой половине месяца низко над юго-западным горизонтом. Во второй половине месяца Сатурн скроется в лучах заходящего Солнца, закончив свою вечернюю видимость. Блеск Сатурна на протяжении месяца существенно не изменится и будет составлять 0,5m.

Уран при блеске 5,9m в декабре будет перемещаться среди звезд созвездия Овен (до 3 декабря), а также созвездия Рыбы (с 3 декабря и до окончания месяца). С территории Республики Беларусь наблюдать Уран будет можно на протяжении большей части ночи.

Нептун при блеске 7,9m в декабре будет перемещаться среди звезд созвездия Водолей. С территории Республики Беларусь наблюдать Нептун в декабре будет можно до наступления полуночи. 7 декабря на вечернем небе можно будет наблюдать тесное сближение планеты Нептун и планеты Марс до 2 угловых минут.

В декабре самыми яркими астероидами будут Юнона, Веста. Астероид Веста в декабре будет перемещаться по созвездию Козерог, имея блеск 8,0m. Астероид Юнона в декабре будет перемещаться среди звезд созвездия Эридан, имея блеск около 7,6m.

Лучшие  созвездия  для  наблюдений  в  декабре

В декабре самыми продолжительными по видимости с территории Республики Беларусь, кроме незаходящих, будут созвездия: Телец, Близнецы, Рак, Орион, Заяц, Эридан, Большой Пес, Малый Пес, Единорог.

Обновлено 02.12.2018 11:36